вторник, 24 июля 2007 г.

12 спорных фактов о Google


Компания Google продолжает оставаться одним из самых удивительных явлений информационной эпохи и, соответственно, привлекать к себе всеобщее внимание. А где внимание – там неизбежно появляются и разнообразные слухи. Вот и гуляют по интернету тексты вроде "12 интересных фактов о Google", где примерно одна и та же информация подается в совершенно разных интерпретациях. И порой бывает очень сложно понять, где настоящие признания "первопроходцев", а где – фантазии PR-службы компании.

Мне довелось читать десятка полтора подборок "Интересных фактов о Google" на разных языках. Я постарался обобщить наиболее часто встречающиеся; что возможно – проверить. Представляю вашему вниманию результат.

1. Название. По официальной версии, создатели поисковой системы хотели проиндексировать гугол ("googol" – 10 в степени 100) веб-страниц. Однако сайт с таким названием оказался занят с 13 апреля 1995 года, вот и пришлось видоизменить на "Google". Ну а по версии неофициальной, авторы поисковика просто ошиблись в написании математического термина: орфографического словаря под рукой не оказалось, а на выяснение лингвистических тонкостей времени не было.

2. Внешний вид. Спартанский, мягко говоря, вид главной страницы Google вовсе не является какой-то особой находкой создателей ресурса. Просто Пейдж и Брин хоть и были хорошими программистами, но совершенно не знали языка разметки HTML (да и кто его особо знал в те годы?). Сейчас в это сложно поверить, но разработчики долгое время даже не могли сделать кнопку "Submit", и отправить поисковый запрос можно было, лишь нажав клавишу Enter на клавиатуре. Так что первые месяцы стартовая страница Google состояла из одной лишь поисковой строки. А когда в компании появились HTML-кодеры, как раз стало весьма популярным слово "юзабилити" – и главную страницу прозорливо решили оставить практически без изменений.

3. Растерянные тестеры. С предыдущей историей напрямую связана и вот эта. На второй год существования Google интерфейс поисковика было решено протестировать на юзабилити. И тут начались казусы. Приглашенные тестеры загружали страницу, после чего просто сидели и молча смотрели на нее. Через некоторое время сотрудники Google недоуменно вопрошали – мол, что случилось? Стандартным ответом тестеров было: "Я жду, когда загрузится все остальное". Проблему решили, вставив в конец страницы в качестве своеобразного маркера сообщение о копирайте. А вскоре к нестандартному дизайну Google привык весь мир.

4. Почта. Почтовый сервис Gmail на протяжении двух лет "выполнял обязанности" внутренней (служебной) почты Google. За это время психологи компании определили 6 типов пользователей электронной почты, что позволило создать Gmail в его нынешнем виде как универсальное решение для всех. Интересно, что в Google до сих пор не хотят раскрывать секрета, какие же шесть типов пользователей они выделили.

5. "Мне повезет". Оригинальная кнопка "Мне повезет" ("I'm Feeling Lucky") практически никем не используется. Действительно, кому нужна функция, отправляющая пользователя прямиком по первой найденной ссылке, не показывая прочих результатов поиска. Однако опросы посетителей Google показали интересную вещь: эта кнопка им очень нравится. После некоторых размышлений ее решили оставить.

6. 20% и 5%. При формировании интерфейса любого из сервисов Google применяется принцип "20% / 5%". Это значит, что функцию оставляют в основном интерфейсе сервиса, если ее используют не менее 20% пользователей. А если какую-либо функцию применяют от 5% до 20% посетителей сайта, то ее включают в "расширенные настройки". По легенде, такой подход... просто однажды приснился Сергею Брину.

7. "Могучая кучка". Опыт внедрения на портале первых сервисов показал, что совсем небольшое количество тестировщиков "из народа" на удивление точно отражает привычки большинства пользователей. С тех пор все новые сервисы тестируются довольно ограниченным кругом людей. Однако, как заявляют в отделе маркетинга Google, общее изучение привычек и поведения пользователей ведется непрерывно.

8. Самый большой успех. В Google до сих пор самым эффективным усовершенствованием поисковика считают внедрение функции "Did you mean...", предлагающей альтернативный вариант поискового запроса. Она появилась после введения усовершенствованной проверки грамматики (и благодаря ей). После появления "Did you mean..." поведение пользователей в корне переменилось: трафик на сайте практически удвоился. Правда, перед этим разработчики долго спорили, в какую часть страницы с результатами поиска лучше встроить новую функцию. В итоге установили ее в нижней части страницы, прямо под результатами.

9. Работа на себя. Разработчикам Google не просто позволяется, а даже настоятельно рекомендуется использовать 20% рабочего времени на свои персональные проекты. Так талантливым сотрудникам дают возможность удовлетворять собственные амбиции за счет компании. Как результат такой политики, появились на свет многие сервисы портала, самым известным из которых стал Google News.

10. Сервис онлайновых сообществ Orkut принадлежит Google, хотя он совершенно не похож на все другие сервисы компании. Между тем, Orkut пользуется огромной популярностью в Латинской Америке, особенно в быстро развивающейся Бразилии. Это самый показательный пример того, что может сделать за 20% рабочего времени один-единственный программист Google которому предоставили свободу в разработке собственного интерфейса.

11. Таинственные изменения. Разработчики Google часто вносят мелкие усовершенствования в движок поисковика и интерфейсы многочисленных сервисов портала. Но крайне редко сообщают об изменениях пользователям – просто не считают нужным. Такая вот у них традиция...

12. На Google работает самая большая сеть переводчиков в мире. Это не слух и не фантазия, это чистая правда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий