четверг, 15 мая 2008 г.

Google начал искать лучше "Яндекса"


Взгляд пользователя

Кто лучше ищет - "Яндекс" или Google? С этим вопросом я сталкивался несколько раз и до последнего времени побеждал "Яндекс". Например, однажды надо было найти пояснение какого-то термина. Задал поиск там и там, так Google выдал на первых страницах рекламу разных семинаров, а у "Яндекса" это получилось более осмысленно. Потом еще пару раз с тем же результатом. В итоге сложилось впечатление, что "Гугл" ищет быстро, но как-то абстрактно. Да и цифры статистики, публикуемые в Интернете, по каким-то ассоциативным связям это подтверждали. Мол, Россия (в смысле русскоязычное СНГ) такая страна, где "Гугл" не на первом месте, а на втором-третьем. Но вот сейчас, буквально в последние месяцы, мое мнение изменилось.


Исходная ситуация

В процессе написания статьи про SaaS решено было начать с поиска информации в Интернете. Естественно, что в качестве поисковиков были избраны все те же "Яндекс" и "Гугл".


Модель поиска

В качестве поискового запроса было задано слово saas. У "Гугл" при этом включалась опция "искать только на русском языке".

Рассмотрим теперь, что получилось в результатах поиска. При этом обязательно оговорим, что автор не является специалистом по данной тематике и высказывается здесь исключительно с позиции обычного пользователя.


Общее количество ссылок

Во-первых, "Яндекс" и "Гугл" по-разному выдают результаты: "Яндекс" выдает страницы и сайты, "Гугл" - общее количество ссылок. "Яндекс" выдал: страниц - 575 629, сайтов - "не менее 8 316". "Гугл" выдал общее количество ссылок - примерно 62 800.

Во-вторых, сравнивать их между собой практически невозможно. Хотя в абсолютном количестве 575 тысяч больше, чем 62 тысячи, но по содержанию это почти то же, что сравнивать между собой метры и килограммы. И то, и другое вроде как единицы измерения, но означают разные вещи.

Ясно только одно, что все ссылки просмотреть невозможно. Поэтому основное сравнение можно делать только по каким-то качественным параметрам. Выделим три варианта дальнейшего просмотра - первая ссылка, первая страница и свободный просмотр вглубь на некоторое количество страниц, пока это будет интересно.


Первая ссылка

Если мы говорим о релевантном, качественном поиске, то и первые места в его результатах должны занимать ссылки по теме запроса. Посмотрим, что получается реально.

У "Яндекса" на первом месте некая "Welcome to SAAS "Marina"". По смыслу это славянская англо-американская школа. Saas здесь получилась как аббревиатура. У "Гугл" первая ссылка - "SaaS - Википедия". Ничего не скажешь, все солидно :). Что интересно, у "Гугл" тоже есть SAAS "Marina", но она находится в конце первой страницы. Плюс там же стоит пометка, что "Этот сайт может быть опасен для вашего компьютера".

Как видим, у "Гугл" более осмысленный результат. Но справедливости ради отметим, что более осмысленный результат именно для меня как пользователя, который ищет информацию по термину SaaS. "Яндекс", в принципе, тоже честно выполнил свою работу - нашел такое слово. Просто, может, "Гугл" иностранец и до этой школы еще не добрался :).

И немного в сторону - почему бы в поисковиках не завести такую категорию, как определение понятий или аббревиатуры?


Первая страница

У "Гугл" на первой странице получилось очень даже содержательно. Практически все ссылки по теме! У "Яндекс" больше "мусора". Странно, например, что на первой странице идут ссылки на слово saa? Почему они попадают в результаты даже раньше ссылок с saas? То ли их проплатили, то ли кто-то так хитро их "оптимизировал"? В любом случае это глупо, поскольку saa здесь явно попадает не в свою тему.

В целом, у "Гугл" ссылок по смыслу запроса - 9 из 10, у "Яндекс" - 7 из 10. Есть ссылки одинаковые, но есть и разные, т.е. у одного поисковика они есть, у второго нет. Плюс, что приятно, у обоих поисковиков на первой странице есть по одной новой, "свежей" ссылке. Это статьи, о которых я, как человек в теме, точно знаю, что они появились совсем недавно. Другими словами, поиск в обоих случаях живой, актуальный.


Свободный пробег вглубь

По ходу просмотра результатов поиска получился и небольшой пробег вглубь. И хотя он получился немного сумбурным, не "научным", тем не менее, определенное впечатление сложилось.

Так, вначале прошелся по результатам "Яндекса" примерно на 3-5 страниц вглубь. Беглый взгляд показал, что там уже речь пошла, в основном, про швейцарский город-курорт Saas Fee. Тогда, из любопытства, открыл 8-ю страницу в "Гугл". Результат: из 10 ссылок на ней по теме запроса - 3, курорт Saas Fee - 6, одна ссылка - имя пользователя, который что-то пишет про музыку. Стало интересно, открыл там же в "Гугл" 9-ю страницу. Здесь еще лучше - 6 ссылок по теме запроса, 4 про курорт. Пошел на следующую, 10-ю - 5 ссылок про курорт, остальные по теме. Наконец, забрел на 11-ю. Здесь пять ссылок про отели, одна опять какое-то имя, остальные 4 по теме.

Для повторного сравнения решил вернуться на "Яндекс" и посмотреть примерно те же страницы. Результаты: 8-я страница - 1 ссылка по теме, остальные - курорты, музыка, даже порно, много ссылок с saa, а не SaaS; 9-я страница - тоже одна ссылка. Дальше уже стало неинтересно.

Таким образом, и это впечатлило больше всего, "Гугл" явно прибавил в последнее время в качестве поиска. Получается, что даже к концу 10-й страницы 30-40%, а то и 50% информации соответствуют теме запроса. Добавим сюда скорость выдачи результатов, что тоже приятно.


Резюме

В итоге получается, что "Гугл" в последнее время явно добавил в качестве поиска. И мои симпатии как пользователя теперь на его стороне. Не зря он держит первое место в мире.

И, что интересно, такое субъективное мнение определенным образом перекликается с последней информацией о росте рыночной доли Google в России. Например, не так давно в Рунете прошла информация http://cnews.ru/news/top/index.shtml?2008/03/21/293239 о том, что доля Google здесь составляет не 18%, как обычно считалось, а уже 28%.

Сергей ДМИТРИЕВ


Комментариев нет:

Отправить комментарий