вторник, 27 мая 2008 г.

Экспансия web 2.0

В предыдущей части статьи мы рассмотрели суть концепции web 2.0 и обратили внимание на некоторые сайты, относящиеся к ней. В частности, были упомянуты сайты, основным моментом которых является "социализация" и общение. Сегодня продолжим обзор и рассмотрим проекты несколько иного плана, среди которых, в частности...


Новостные сайты

Как известно, Интернет в последнее время для многих стал одним из главных источников новостей. А концепция web 2.0 предложила новый подход к формированию новостных лент. Суть этого подхода в том, что новости на сайт добавляют сами пользователи сервиса. Посетители таких сайтов голосуют за понравившиеся новости и тем самым увеличивают их рейтинг. Таким образом, потенциально наиболее интересные сообщения будут в списке самыми первыми. Сайт превращается в самодостаточный механизм, который может работать практически без вмешательства администратора. Подобный подход к преподнесению новостей был изобретен создателями сервиса www.digg.com, после чего появились многочисленные последователи такого способа формирования новостных лент, в том числе и в Рунете. Среди самых известных и посещаемых можно назвать СМИ2 (smi2.ru) и News 2.0 (news2.ru). Присутствие цифры "2" в названиях проектов - явный намек на проявление концепции web 2.0.


Фотохостинги

Данные сервисы позволяют пользователям хранить на сервере свои изображения, а также, благодаря уникальному адресу для каждого изображения, произвольно их использовать, например, в блогах или форумах.

Первопроходцем и самым популярным сервисом в области фотохостинга стал Flickr (www.flickr.com). Услуги его платные, хоть и сравнительно недорогие. Однако для пользователей Интернета, проживающих на просторах СНГ, даже небольшая плата за какие-либо услуги часто является преградой к их использованию. Поэтому российские фотохостинги используют другие бизнес-модели. Для большинства актуален заработок на рекламе, некоторые позволяют за определенную плату поднять рейтинг фотографии, например, "Фото@mail.ru" (foto.mail.ru). Иногда фотохостинги предоставляют услуги печати фотографий с последующей доставкой их пользователю, например, "Фотофайл" (www.photofile.ru).

Ну и совсем уникальная бизнес-модель у фотохостинга "Фламбер" (www.flamber.ru). Точнее, эта бизнес-модель отсутствует как таковая. Вот что сказали по этому поводу в службе поддержки "Фламбера": "На данный момент "Фламбер" не является коммерческим проектом. Так сложилось, что "Фламберу" мы уделяем гораздо меньше времени, чем нам хотелось бы. Но в ближайшем будущем собираемся вплотную им заняться, расширив количество сервисов и, возможно, коммерциализировав проект". При этом стоит заметить, что услуги, оказываемые рассматриваемым сервисом, находятся на достаточно высоком уровне. Озвучить статистику посещений "Фламбер" отказался.


Видеохостинги

Все более широкое распространение высокоскоростного Интернета и идеи web 2.0 позволили реализовать еще одну интересную задумку - хранение и распространение в Сети пользовательского видео. Причем, строго следуя концепции web 2.0 и реализуя принцип кроссплатформенности, закачанные пользователями видеоролики преобразуются в какой-либо универсальный формат (обычно flv). Просмотр загруженных на сервер роликов возможен также прямо в окне браузера, причем, опять же, независимо от платформы. Вслед за американским YouTube (www.youtube.com) появились и российские сервисы подобного рода. Не отстают и белорусские разработчики от этих веяний (об этом - ниже). Крупные интернет-компании поспешили обзавестись собственными сервисами хранения видео. Среди них проекты Rambler vision (vision.rambler.ru), "Видео@mail.ru" (video.mail.ru). Проект "RuTube" (www.rutube.ru) также является довольно популярным среди русскоязычных любителей видео.

Посетители таких ресурсов имеют возможность голосовать за понравившиеся ролики, таким образом влияя на их рейтинг. Большинство из этих сервисов предоставляют за дополнительную плату некоторые расширенные возможности, например, поднятие рейтинга своего ролика и выведение его в лидеры.

Кроме того, на фотохостингах и видеохостингах предусмотрено некое подобие социальных сетей. Каждый пользователь может относить других пользователей, например, в такие категории, как "Семья", "Друзья" и т.п.


Вопросы и ответы

В последнее время становятся популярными сервисы, где человек может задать вопрос на живом человеческом языке, а другие посетители ресурса дают ответ, опять же, на обычном языке. Такие проекты называют еще "экспертными узлами", они являются еще одним примером социализации Интернета.

Самым популярным рунетовским экспертным узлом является проект "Ответы@mail.ru" (otvet.mail.ru). Прообразом его были многочисленные зарубежные аналоги, такие, например, как AskMe (www.askme.com) или LookSmart Live (live.looksmart.com). Кроме того, достаточно высокой популярностью пользуется русскоязычный ресурс от Google otvety.google.ru. Среди менее популярных - Askme.ru, Genon.ru, Sprosinas.ru. Их посещаемость составляет менее 10 тыс. посетителей в сутки, поэтому пристально внимание заострять на них не будем.

Прежде чем приступить к подведению итогов, рассмотрим еще пару проектов, которые не относятся к рассмотренным категориям и во многом являются уникальными для Рунета. Впрочем, отнесем их все вместе к одной общей категории, которую назовем...


Прочие сервисы

Итак, еще одним представителем web 2.0 на просторах Рунета, о котором нужно упомянуть, является проект Ucoz (www.ucoz.ru). Зарубежные аналоги - Freewebs (members.freewebs.com) и Bravenet (www.bravenet.com).

Проект Ucoz предоставляет услуги бесплатного веб-хостинга и позволяет создавать свои сайты в Интернете даже начинающим пользователям, не знакомым с HTML. При этом с помощью системы можно создавать довольно сложные по структуре и возможностям сайты, подключая и настраивая те или иные модули. Начинающие пользователи могут редактировать страницы сайта с помощью WYSIWYG-редактора, а для опытных предусмотрена возможность работы с HTML-кодом. Примечательно то, что сайты, созданные с помощью этого проекта, сами по себе могут реализовывать концепцию web 2.0. В частности, это осуществимо благодаря элементам концепции Ajax, использованию в составе сайта блогов, RSS, некоторых других технологий.

Интересным и, пожалуй, уникальным для Рунета воплощением web 2.0 является проект "Карты@mail.ru" (maps.mail.ru). Этот сайт можно назвать российским аналогом проекта Google Maps, хотя возможности последнего гораздо богаче. Проект "Карты@mail.ru" предоставляет возможность просматривать географические карты регионов России. Для Москвы и Санкт-Петербурга детализация карт очень высока - с точностью до дома, благодаря чему есть возможность поиска по адресу. Для остальных регионов детализация не такая высокая, в связи с этим наибольший интерес представляет сеть автомобильных дорог. Отдельно представлена карта московского метро. Как и полагается проекту web 2.0, на сайте maps.mail.ru реализована возможность навигации по карте, ее прокрутки, выделения объектов с помощью мыши. Точную цифру дохода, который приносит этот сайт, не берутся назвать даже его владельцы. Ведь, помимо получения дохода от рекламы, упор делается на то, что пользователи этого сервиса обратят внимание и на другие услуги Mail.ru.

Окончание следует

Buckster.ru - больше всего денег с Вашего трафика! Инвайты: ICQ 343-268-517

2 комментария:

  1. Как и полагается проекту web 2.0, на сайте maps.mail.ru реализована возможность навигации по карте, ее прокрутки, выделения объектов с помощью мыши.

    А в первом нуля этого нельзя было сделать???

    ОтветитьУдалить
  2. Значит работает бригада, работает, а не стоит на месте!

    ОтветитьУдалить